Обычно когда я начинаю смотреть аниме, то имею о нем какое-то приблизительное представление. Когда я начинал смотреть эрго прокси, то представлял себе готишный киберпанк, пафос и роботов. Ага.
После третьей серии стало ясно, что это не киберпанк, а постапокалипсис. После десятой - что это ГРИБЫ и ЛОЛШТО. И только после двадцатой окончательно дошло, что все это образует очень гармоничное единое целое - и пафосные прокси в плащах, и роботы, и цитаты из философов, и консервированные бобы, и диснейленд, и космические корабли...
Прокси разнообразны. Вообще, у них есть одна очень сложная задача - чтобы становится все круче и круче в своей напичканной Глубинным Смыслом серьезности, им необходимо постоянно сбивать градус пафоса. И они с этой задачей справляются успешно и практически незаметно - сменой обстановки, рандомными сериями, бытовыми деталями, плюс ходячим кавайным антипафосом в лице Пино. И это здорово.
Прокси не давят. Ни на мозг, ни на эмоции. Да, подумать можно над многим, но это не впихивается насильно. И в них нет откровенной чернухи, драмы и слезодавилок. Они вообще внезапно очень жизнеутверждающие. И в этом их принципиальное отличие от настоящей мрачноты вроде яйца ангела. Да, здесь имеет место быть унылый развалившийся мир, темный, тусклый, безлюдный и пронизанный безысходностью. Но в этом мире существуют хорошие и симпатичные герои, которые хотят жить, любить и быть счастливыми. И это сочетание в итоге дает очень большой заряд позитива.
Вообще на протяжении всего сериала моя испорченная анимешная душа каждый раз ждала, что вот сейчас будет ШТАМП. А его не было. И все равно я до последнего был уревен что будет драматичный анти-хеппи-энд, в котором эврибади дайз. Позор мне. Тут же нестандартность. Но тонкая. Порою и вовсе играющая в стандартность.
А еще оно красивое. Не без халтуры, но красивое. Необычайно атмосферное. С эпичной музыкой.
Но не будем о банальном, поговорим лучше о Глубинном Смысле. Хотя что такое вообще этот Глубинный Смысл и с чем его едят - вопрос открытый. Да, тут полно цитат и отсылок. Но, в общем-то, это просто такой интеллектуальный фансервис - потому что знание о том, кто такая Кристева, например, на понимание сюжета не влияет. Собственно, сюжет в общих чертах понятен и без лишних мозговых усилий и копаний в глубинном - что для откровенно спгсного аниме довольно необычно. Тут нет сложностей ради сложностей и загадок ради загадок. Зато есть много мелких деталей, в которых можно копаться и открывать для себя новые стороны происходящего, есть ложные выводы, к которым можно прийти при поверхностном просмотре, есть просто то, над чем можно подумать. Но главное - нет ничего лишнего. У всего есть свое объяснение, все взаимосвязано. Нет таких вещей, которые "просто символизируют". Нет "просто грибов". В общем, отличный сюжет. Не то что бы самый оригинальный, но действительно глубокий - не в плане "а вот тут такая заковыристая философская мысля", а в плане детализации и проработанности. Но и мысли разные, множество их. Про эскапизм, про поиски себя, про богоборчество, про устройство общества, но я не буду ударяться в спгс, тем более, что это у меня не очень хорошо получается описывать.
Но все это не было бы и в половину так круто, если бы не моя любимая составляющая любой анимы вообще - персонажи. Потому что они живые. Настоящие. Проработанные до мозга костей. И, кстати, весьма немногочисленные - что позволяет уделить больше экранного времени каждому в отдельности. Что я имею про них сказать?
Вот Винсент - типичный лузер. Поначалу он даже не просто лузер - он какой-то совершенно убогий, моей первой реакцией на это было "чтоэта, зачемэта, уберите"А потом идет Развитие и Перемены. Причем идет не по банальной схеме "лузер превозмогает и становится круче" - тут все куда сложнее и вообще вопрос о том, в каком месте находится личность Винсента - отдельная тема для обсуждения. И он не пассивен! На протяжении всего сериала Винсент сам ставит себе цели, сам к ним идет и сам делает выводы из происходящего. И даже к голосам в голове относится весьма критически. Он вообще на редкость адекватен, даром что психическим здоровьем, в общем-то, похвастаться ни разу не может. И вообще, вокруг творится эпичное, а он хочет не спасать мир, а нормальную жизнь, жену и машину. Ну разве не прелесть?
Рил нереально красивая, даром что на всех картинках красуется. И она неспроста такая. Вообще весь этот ее безупречный имидж и сильный характер при попадании во внешний мир дают совершенно потрясающие эффекты. Вокруг холодная пустыня и можно не дожить до завтра, но утром все равно надо накраситься. Она умеет пафосно стрелять, но не умеет варить макароны. Рил - ни разу не богиня, что весьма неожиданно для очень-красивой-главгероини. Она крайне эгоистична, избалована и страдает дурацким нонконформизмом, и авторы этого даже не скрывают. Мое отношение к ней вообще активно менялось от восхищения до желания ударить чем-нибудь тяжелым. И меняется она - как и все остальные персонажи - не внезапно, а понемногу, и тем более серьезными и человечными выглядят эти перемены. И в чем-то она все-таки цундере. Такая риал-лайф цундере, в своей цундерешности достигшая такой степени развития, что называть ее сложный характер этим словом даже как-то неприлично.
Пино ЭПИЧНА!Это вообще самый реалистичный анимешный ребенок из виденных мной, даром что робот. Она кавайна, она невероятно душевна, она антипафосна и излучает доброту. С ней не связано никаких сложных сюжетных коллизий - она просто есть, и это прекрасно. Из ее истории с Раулем можно было сделать нехилых масштабов слезодавильную драму. Но не сделали, и совершенно правильно. Зато получилось невероятно душевно.
Остальные тоже замечательны. Рауль неоднозначен и трагичен. Дедал - мелкая сволочь. Прокси все такие психические и пафосные.
И, конечно, все эти интересные личности раскрываются и взаимодействуют друг с другом. И все это сделано просто на ура. Потому что тонко. Никто не заламывает руки и не впадает в истерику. Самые сложные душевные метания происходят у персонажей внутри, а снаружи остаются взгляды, мимика, обрывки слов, и все это необычайно выразительно в своей лаконичности. Главгерои вообще не особо красноречивы - стоит заметить, что длинные пафосные спгсные монологи произносят как раз в основном вякие прокси, которые, как уже говорилось, психические. Зато как меняется выражение лица Рил в самом-самом конце! И пейринг, совершенно эталонный. Он постоянно развивается, при этом не недотянут, не перетянут и ни разу не скатывается в жевание соплей. И заканчивается ровно там, где должен. И наполнен нехилым таким sexual tension. И при этом дико мил и романтичен. Красота.